Куда исчезают лекарства, закупленные государством?
Это знает только фармацевтическая мафия.
Прогнозы для Украины на 2016-й год: минус 425 человек в сутки.
Почему в больницы не поступают медицинские препараты, закупленные и доставленные в Украину международными организациями по заказу Министерства здравоохранения (МЗ)? Видимо, потому, что благодаря закупкам через международных партнеров цены на лекарства удалось резко снизить, а это невыгодно тем, кто оседлал рынок медпрепаратов в Украине - они продают в Украине лекарства по ценам, в разы превышающие их закупочную стоимость за рубежом.
В экспертной среде уверены, что полученными сверхприбылями фармацевтическая мафия делится с чиновниками.
«С привлечением (к государственным закупкам - «Главком») международных организаций появились новые серьезные риски. Мы знаем, что лекарства в Украину доставлены, но в больницах их фактически нет. Это требует дополнительного изучения. Внедрение международных закупок выгодно для Украины, но есть ряд чиновников, которые блокируют эффективное внедрение!
Поэтому непонятно, будет ли правительство продолжать в 2016 году закупку через международные организации, или опять все изменится и закупки будет осуществлять только Министерство здравохранения (МОЗ)», - сообщил «Главкому» руководитель Всеукраинской благотворительной организации «Всеукраинская сеть ЛЖВ» Владимир Курпита.
Блокирование доставки закупленных медпрепаратов в медицинские учреждения может укоротить жизнь не одной тысяче наиболее обнищавших украинцев, ведь их болезни - туберкулез, онкологические заболевания, СПИД. Казалось бы, сэкономленные средства должны пойти на лечение значительно большей части больных людей, но в Украине все случилось с точностью до наоборот: лекарства перестали поступать в больницы.
Соответственно, вину попытаются возложить на международные фонды. Которым коррупционеры создадут образ ненадежного поставщика, хотя система подобных государственных закупок успешно применяется в странах с переходной экономикой - в Грузии, Молдове, Армении и др. Используя опыт Грузии, бывший министр здравоохранения Александр Квиташвили ввел это и в Украине.
Широко разрекламировав в конце апреля доставку в Украину первой партии лекарств для онкобольных, закупленных международной организацией, премьер-министр Владимир Гройсман сообщил, что «удалось сэкономить от 10 до 90% в закупочных ценах, покупая лекарства через международные организации, а не через МЗ».
«Мы приобрели качественные лекарства и по реальной цене. О 2017 годе будем думать уже в этом году - не допускать провалов, которые были раньше. Противодействие тех, кто контролирует рынок, будет безумным, но мы готовы к этому. Монополию из 5-6 фирм, которая стоит на границе и не дает ввезти нормальные лекарства для украинцев, будет разрушена», - пообещал Гройсман.
Первую партию лекарств для онкобольных, закупленных британским королевским Агентством Crown Agents, пообещали сразу же развезти по регионам. Возможно, так и произошло, но это было менее десятой части (закуплено на 65 млн грн) от того объема, что запланировано закупить за рубежом.
По данным заместителя министра здравоохранения Игоря Перегинца, на закупку лекарств для онкобольных в государственном бюджете на 2016 год выделено 750 млн гривен. Что же произошло со следующими партиями, почему лекарства не попадают по назначению? «Главком» обратился с соответствующим запросом к руководству Минздрава, но ответа не получил.
В то же время международные организации и далее заключают прямые контракты с поставщиками-победителями торгов, проведенных по международным процедурам. «Инструмент международной закупки лекарств дает нам прямую выгоду, показывает, каким образом должна быть организована цивилизованная система закупок. Согласно правительственному постановлению, с 2016 года все закупки лекарств должны проводиться через международные организации, что позволит увеличить охват пациентов и построить свою систему закупок, чтобы в 2019 году мы имели европейскую прозрачную систему закупок», - убеждал Игорь Перегинец.
Но в действительности все происходит по другому сценарию: так, похоже, украинцам придется покупать лекарства только за свой счет, а это далеко не всем по карману.
Выбор у нас огромный - по решению правительства лекарства, которые зарегистрированы и потребляются в странах ЕС, США, Швейцарии, Канады, Японии, Австралии, будут допущены на рынок Украины «без каких-либо проволочек», - на днях пообещал В. Гройсман.
Сегодня украинцам предлагается в десять раз больше препаратов, чем было 20 лет назад: общее количество зарегистрированных в Украине лекарственных средств - 12413, медицинских иммунобиологических препаратов - 901. За прошлый год объем рынка фармацевтической продукции и оплаты медицинской помощи достиг 59 млрд гривен, или почти $2,4 млрд - в среднем каждый украинец потратил менее $60 - это небольшая сумма. Конечно, в данном случае не стоит оперировать средним показателем по стране. Это свидетельствует, что большинство украинцев просто не имеют возможности покупать лекарства.
В государственном бюджете Украины на систему здравоохранения в этом году предусмотрено 56 млрд грн (на 1,5 млрд меньше, чем в 2015-м). Из этой суммы 44 млрд грн будет потрачено на содержание больниц и зарплату врачам (зарплата достигает 80% от всех общих расходов), остальные 12 млрд - на закупку лекарств и медицинского оборудования.
«Выделенных в бюджете средств не хватает. И если до осени медработники еще как-то воздержатся от акций протеста, то с октября уже будет нечем выплачивать зарплаты медикам, поэтому, возможно, будут протесты», - считает председатель общественного совета Минздрава Максим Ионов.
Крайне ограниченное финансирование здравоохранения семимильными шагами множит коррупцию не только при закупке медпрепаратов за государственные средства, но и в кадровой политике. «Коррупция влияет на подготовку кадров. Медицина - это не только лекарства, это еще и качественная и квалифицированная деятельность медработника. У нас с кадрами большая проблема. Коррупция в учебных заведениях, в учреждениях последипломного образования», - говорит главный эксперт медицинской группы «Реанимационный пакет реформ» Зоряна Черненко.
Временные закупки будут действовать до 31 марта 2019 года
Привлечение международных специализированных организаций должно было лишить МЗ монопольного права на закупку лекарств и медицинских средств. Этот процесс стартовал после вступления в силу закона Украины от 19.03.2015 г. № 269-VIII "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки».
Появление этого закона обусловлено постоянными затяжками процедур государственных закупок и высокими ценами закупленных лекарственных средств (из-за коррупционных факторов), - утверждали авторы документа в пояснительной записке к нему.
Поскольку государственные закупки должны осуществляться с соблюдением установленных законодательством сроков, а действующая система централизованных государственных закупок Минздрава неэффективна и несет риски ограничения доступа пациентов к жизненно необходимым лекарствам, возникла необходимость введения временного механизма (на период реформирования системы здравоохранения) с привлечением проверенного мирового опыта осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий за бюджетные средства.
Планировалось полностью устранить коррупционные риски и ускорить процедуру закупок - чтобы своевременно обеспечить пациентов необходимыми препаратами по мировым стандартам. Согласно правительственному постановлению № 622 от 22 июля 2015 года были определены критерии выбора соответствующих специализированных организаций. После этого МЗ подписало соответствующие соглашения с тремя международными организациями: Королевским Агентством Великобритании Crown Agents Ltd. (Великобритания), Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и ЮНИСЕФ, детским фондом ООН.
Специализированная международная организация, осуществившая закупки, должна доставить товар в Украину и передать его государственному предприятию МОЗ Украины для дальнейшей доставки в определенные лечебно-профилактические учреждения. Но в Украине все пошло по другому сценарию, хотя была разработана достаточно надежная процедура ввоза лекарственных средств.
Уже упоминалось, что инициатором привлечения международных специализированных организаций был Александр Квиташвили - об этих намерениях он сообщил на первой же пресс-конференции сразу после его назначения министром здравоохранения. Завершая свою карьеру министра, Квиташвили заявил, что привлечение международных организаций стало «главной новацией в системе закупок, которую удалось осуществить в 2015 году».
По его данным, в прошлом году вышеупомянутым международным организациям было передано около 60% бюджета, предусмотренного на государственные закупки лекарственных средств и медицинских изделий - на сумму около 22 млрд грн. В этом году расходы увеличены вдвое. Но такие закупки будут действовать до 31 марта 2019 года - к этому времени Минздрав планирует создать собственное независимое Агентство по закупкам.
Мнения экспертов по этому поводу прямо противоположные: одни поддерживают создание такого центра, другие - категорически против. Ведь, по оценке Зоряны Черненко, состоится «сосредоточение в одних руках денег еще большее, чем есть на сегодня, а это несет больше рисков, чем преимуществ, которые получит общество от создания такого агентства».
Люфты для коррупции
Привлечение международных организаций к закупке лекарств стало лакмусовой бумажкой, которая обнаружила коррупционные хитросплетения чиновников с компаниями, делящими фармацевтический рынок Украины.
На первом этапе МЗ передал право международным организациям покупать лекарства в пределах семи общегосударственных программ по вакцинации, СПИДа, туберкулеза, онкологии, гемофилии, вирусных гепатитов и орфанных заболеваний (редкие болезни, которыми болеют преимущественно дети). Остальные закупки осуществлял Минздрав.
«В конце 2015 года правительство издало постановление, согласно которому все программы МЗ должны быть переданы международным организациям. Но, к сожалению, этого не произошло: постановление действует, но не выполняется», - сообщил «Главкому» Владимир Курпита.
По его данным, если сравнить результаты прошлого года с 2014-м, то закупки через международные организации по программе СПИД дали экономию $1,3 млн, «которые можно будет повторно реинвестировать в эту же программу. В программе по туберкулезу стоимость лекарств по отдельным позициям снизилась на 60%, что также позволяет увеличить количество больных, которые получат бесплатное лечение. Эффективность программы по онкологии пока трудно вычислить, так как она еще не завершена. Но по тем препаратам, которые уже куплены, экономия составляет 45% по сравнению с 2014-м годом», - сообщил Курпита.
По данным эксперта, «МЗ оперирует таким понятием, как выполнение общегосударственных программ - всего действует 19 таких программ по 38 направлениям. Расходы на эти программы из государственного бюджета составляют 44 млрд грн». В рамках этих программ осуществляются централизованные закупки лекарств, хотя реальные расходы государства покрывают лишь мизерную долю от потребности - от 2 до 60% в зависимости от программы. Не 100%-е государственное финансирование отдельно взятой программы - это тот люфт, который формирует коррупцию, ведь никто никогда не проверяет, а сколько пациентов на самом деле получили лекарства, купленные за государственные средства, а сколько - за собственные.
«Когда выделяются средства на государственные программы, они (суммы, выделяемые из бюджета, - «Главком») ни разу не являлись обоснованными: сколько пациентов на самом деле нуждаются в лечении. Если есть только 10% пациентов, которые могут получить лечение по государственной программе, то как можно выбрать те 10% из общего количества пациентов? Если бы мы имели не 19 программ, а только 3 программы, но знали бы, что они на 100% покрывают потребности, то коррупции не было бы места», - утверждает Зоряна Черненко.
Есть ли в больницах лекарства, закупленные за государственные средства?
"Не все общегосударственные программы предусматривают централизованные закупки медицинских препаратов. В частности, программа лечения сахарного диабета не финансируется централизованно - средства из государственного бюджета передаются в регионы. То же самое происходит с программой по искусственной почке. То есть, эти программы финансируются на местах (но за средства госбюджета).
Общегосударственная программа не финансирует закупку тех лекарств, которые нужны для лечения в больницах или для проведения операций. Поэтому Минздрав, хотя и собирает большое количество информации, на самом деле не оперирует понятием обеспеченности лекарствами этих больниц», - убежден Курпита.
Было несколько инициатив на местах - в Одессе, потом в Киеве, в процессе которых попытались продемонстрировать, что же есть в больницах в действительности. Как утверждают эксперты, оказалось, что лекарства закупают по завышенным ценам. Но самое главное, по мнению экспертов, вообще неизвестно, есть ли в больницах закупленные медпрепараты. Ситуация довольно запутанная и ее пытаются запутанной сохранить.
Похоже, что медицинские препараты, закупленные на средства государства, прямым ходом перекочевывают в аптеки, которые функционируют прямо на территории больниц. Кстати, цены в этих аптеках заоблачные - они значительно выше, чем в других аптеках города. Но власть много лет не замечает этих ужасных искажений.
Минус 425 человек в сутки ...
«Показатель смертности украинцев - это страшная цифра. И это лишь показатель того, как государство способно влиять на демографическую политику страны. Нет никаких механизмов для урегулирования этой проблемы», - считает Максим Ионов.
В результате катастрофического дефицита бюджетных средств и сверхмощной коррупции, уровень смертности в Украине побил мировой рекорд: в 2015 году население Украины уменьшилось на 155 694 человека (данные ООН). Прогнозы на 2016-й - еще хуже: скорость сокращения населения - 425 человек в сутки. Учитывая сплошное обнищание, более 90% украинцев не могут обращаться за помощью к медикам из-за отсутствия денег на оплату медицинской помощи, хотя по 49-й статье Конституции она должна предоставляться бесплатно.
Эксперты из пациентских организаций убеждены: половина всех смертей в больницах происходит потому, что у больных нет средств на приобретение лекарств и хирургических инструментов. На фоне этих проблем МЗ Украины до сих пор не имеет руководителя. Вполне понятно, что отрасль нуждается в реформировании, но, по мнению экспертов, работа парламента в этом направлении - непрофессиональная: за полтора года никаких изменений на законодательном уровне. Работа профильного комитета парламента, который возглавляет депутат Ольга Богомолец, больше напоминала поле боя с экс-министром Квиташвили. Эксперты прогнозируют, что баталии за то, кого считать «отцом реформ», будут продолжаться и в дальнейшем.
Имеется полная несогласованность действий профильного комитета ВР и Кабмина, который формирует свою политику, тогда как Министерство здравоохранения остается без руководителя, который должен отстаивать интересы отрасли.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 17 дней со дня публикации.